А-40
А-40 «Альбатрос» (Бе-42, изделие «В», по кодификации НАТО: Mermaid) — советский многоцелевой самолёт-амфибия. Планировался для замены Бе-12. Проект был остановлен после распада Советского Союза. Неоднократно заявлялось о возобновлении производства, пока в 2012 году Министерство обороны окончательно не отказалось от самолётов этого типа
Описание конструкции
Самолёт представляет собой «летающую лодку», выполненную по схеме высокоплана с крылом умеренной стреловидности и Т-образным хвостовым оперением. Фюзеляж однореданный, с днищем переменной килеватости. Крыло имеет стреловидность по передней кромке 27 град. Механизация включает предкрылки и двухщелевые закрылки. Для эксплуатации с суши самолёт имеет шасси. Для эксплуатации с водной поверхности для устойчивости самолёт оборудован поплавками на законцовках крыла и водяным рулём в корме. В конструкции плaнера машины широко используются сотовые клееные конструкции и неметаллические материалы. Силовая установка состоит из двух двухконтурных турбореактивных двигателей Д-30КВП, установленных в верхней части фюзеляжа за крылом, в наиболее брызгозащищённой зоне, и двух дополнительных бустерных двигателей в задней части гондол шасси, под основными двигателями. Бустерные турбореактивные двигатели применяются только при взлёте с воды.
Вооружение
- Боевая нагрузка: 6 500 кг различного вооружения:
- гидроакустические буи, глубинные бомбы, мины
- 3 торпеды «Орлан» или
- 4 «Коршун» или
- 4 противолодочные ракеты АПР-2 «Ястреб» или
- 6 торпед АПР-3 «Орёл»
Тактико-технические характеристики
| Экипаж | 4-8 человек |
| Длина | 45,70 м |
| Размах крыла | 42,50 м |
| Высота | 11,07 м |
| Площадь крыла | 200 м² |
| Масса пустого | 44 000 кг |
| Масса снаряжённого | 51 000 кг |
| Нормальная взлетная масса | 86 000 кг |
| Максимальная взлётная масса | 90 000 кг |
| Масса полезной нагрузки | 10 000 кг |
| Масса топлива | 35 000 кг |
Двигатели:
|
2× ТРДД Д-30ТКПВ 2× ТРД РД-60К |
Тяга:
|
2× 117,68 кН 2× 24,52 кН |
| Максимальная скорость | 800 км/ч |
| Крейсерская скорость | 720 км/ч |
| Практическая дальность | 4 000 км |
| Перегоночная дальность | 5 500 км |
| Продолжительность патрулирования | 12 ч |
| Практический потолок | 13 000 м |
| Эксплуатационная высота полёта | 8 000 м |
| Длина разбега | 1000/2000 м (суша/вода) |
| Длина пробега | 700/900 м (суша/вода) |
| Нагрузка на крыло | 430 кг/м² |
| Аэродинамическое качество | 16-17 |
| Мореходность (высота волны) | 2,2 м |

