Ту-142М

History_02

Ту-142М (по кодификации НАТО: Bear-F) — советский и российский дальний противолодочный самолёт (ДПЛС). Изначально предназначался для обнаружения и уничтожения ПЛАРБ противника в районах патрулирования. Фактически в ВМФ применяется для дальней океанской разведки, визуальной или радиотехнической, для дежурства в системе поисково-спасательной службы, и только потом, для поиска и слежения за ПЛАРБ (после окончания холодной войны).

Описание конструкции


Противолодочный самолёт Ту-142 – это свободнонесущий моноплан с четырьмя турбовинтовыми двигателями, среднерасположенным крылом и однокилевым хвостовым оперением. Шасси самолёта трёхопорное с управляемыми передними колёсами. Планер самолёта состоит из фюзеляжа, крыла, четыре гондол двигателей и оперения. Фюзеляж типа монокок (снабжён продольным набором стрингеров, поперечным набором шпангоутов, с работающей обшивкой). К фюзеляжу крепятся остальные части самолёта. В его передней и задней частях размещены кабины экипажа, в хвостовой части находится кормовая пушечная установка. Длина фюзеляжа составляет 46,4 м, максимальный диаметр ‑ 2,9 м. В носовой части установлена штанга системы дозаправки топливом в полете (с использованием системы “Конус”). Для покидания самолёта в случае аварийной ситуации служит входной люк, расположенный в нише передней опоры. В нижней части фюзеляжа расположены два грузоотсека. Крыло самолёта состоит из пяти частей и почти все оно, за исключением центроплана, представляет собой бак-кессон, состоящий из восьми отсеков. Полная заправка самолёта топливом осуществляется путём заправки всех кессон-баков и трёх мягких баков в центроплане и задней части фюзеляжа. Силовая установка самолёта состоит из четырёх турбовинтовых двигателей НК‑12МВ (НК‑12МП) конструкции Н. Д. Кузнецова. Мощность каждого двигателя составляет 15000 эквивалентных л. с., на них установлено по два соосных четырехлопастных тянущих винта.

Экипаж

Экипаж ТУ-142 состоял из 9 человек: командир корабля, помощник командира корабля (правый лётчик), бортинженер, штурман, оператор СБД (оператор станции ЗАС «Акула»), второй и третий штурман (оператор СПИУ), отвечающие за взаимодействие с радиобуями, в задней кабине радист и командир огневых установок (КОУ). Кабина Ту-142МЗ внутри Экипаж Ту-142МЗ состоит из командира корабля, помощника командира (правого лётчика), штурмана корабля (штурмана по боевому применению), штурмана-оператора, штурмана-навигатора, бортинженера, оператора бортовых средств связи (БСС), двух операторов РГП, оператора кормовой огневой установки (КОУ). Имеются ещё два рабочих места для штурмана-инструктора и бортинженера-инструктора. Экипаж Ту-142МР состоит из командира корабля, помощника командира, штурмана, бортинженера, бортрадиста, оператора ПУР, оператора СДВ, оператора ТЛГ (в настоящее время аппаратура демонтирована и рабочее место не используется), кормового стрелка.

Вооружение

  • Средства поиска — радиогидробуи системы «Беркут» — РГБ-1, РГБ-2 (Ту-142 и Ту-142МЗ); радиогидробуи системы «Коршун» (Ту-142М и Ту-142МЗ) — РГБ-15, РГБ-16, РГБ-25, РГБ-26 (более совершенный аналог 25-го), РГБ-36 (только Ту-142МЗ), РГБ-55А, РГБ-75 и другие, общим количеством до 400 штук.
  • Взрывные сбрасываемые источники звука (ВИЗ-ы): одиночный МГАБ-ОЗ, ленточный МГАБ-ЛЗ и спиральный МГАБ-СЗ.
  • Средства поражения — торпеды АТ-1, АТ-1М, АТ-2, АТ-2М, УМГТ-1, противолодочные авиационные ракеты АПР-1, АПР-2, АПР-3.
  • Противолодочные бомбы типа ПЛАБ-50 «Ласточка», ПЛАБ-250 «Скворец», практические бомбы УПЛАБ.
  • Морские мины типа РМ-1, РМ-2, УДМ.
  • Спасательные контейнеры типа КАС.

Для обороны применяется стрелково-пушечная кормовая установка с двумя пушками АМ-23 или ГШ-23Л, а также комплекс средств радиопротиводействия и система отстрела тепловых ловушек ЛТЦ и полуволновых диполей ДО.

Тактико-технические характеристики

Летно-технические характеристики (для Ту-142МЗ):
Экипаж 10
Длина 51,55 м
Размах крыла 50,2 м
Высота 14,7 м
Площадь крыла 289,9 м²
Масса пустого 93 891 кг
Максимальная взлётная масса 185 т
максимальная полётная
(после дозаправки в воздухе):
187 т
Масса топлива 83,9 т
Тип двигателя турбовинтовой, с соосными винтами
противоположного вращения АВ-60К
Модель «НК-12МП»
Мощность 4×11,19 МВт / 4×15 тыс. л.с.
Лётные характеристики:
Максимальная скорость на высоте 855 км/ч
Крейсерская скорость 720 км/ч
Взлётная скорость 300 км/ч
Посадочная скорость 270 км/ч
Практический потолок 13 500 м
Боевой радиус 5200 км
Длина разбега 3200 м
Эксплуатационная перегрузка 2,5 G