Ил-38
Ил-38 (по кодификации НАТО: May) — советский противолодочный самолёт, разработанный в ОКБ Ильюшина на основе пассажирского Ил-18В. Самолёт предназначен для самостоятельного или совместного с противолодочными кораблями поиска и уничтожения подводных лодок, для морской разведки, поисково-спасательных операций, постановки минных заграждений. Первый полёт выполнен 27 сентября 1961 года. Серийное производство машины осуществлялось на машиностроительном заводе № 30 «Знамя труда» (расположенном вблизи Центрального аэродрома на Ходынском поле в Москве) с 1967 года до середины 1970-х годов. Всего построено 65 машин.
Описание конструкции
Ил-38 — четырёхдвигательный цельнометаллический моноплан с низкорасположенным трапециевидным прямым крылом, традиционным однокилевым оперением и трёхстоечным шасси. По сравнению с Ил-18, на Ил-38 в средней части фюзеляжа оборудованы два грузоотсека для средств поиска и поражения подводных лодок. Крыло смещено вперёд на три метра, под кабиной находится обтекатель антенны РЛС поисково-прицельного комплекса «Беркут-38». В корме машины, за хвостовым оперением расположен обтекатель датчика магнитометра. Силовая установка — четыре ТВД АИ-20М серии 6И с воздушными винтами АВ-64 серии 04А. В хвостовой части фюзеляжа установлена турбогенераторная установка (ВСУ) ТГ-16. Топливная система общей ёмкостью 35153 литра авиакеросина ТС-1. Впервые в практике советского самолётостроения на Ил-38 была применена бортовая цифровая вычислительная машина «Пламя-264», в составе поисково-прицельного комплекса «Беркут-38», разработанного НИИ-131.
Экипаж
Экипаж Ил-38 состоит из семи человек: два пилота (командир корабля, помощник командира корабля), штурман-навигатор, штурман-оператор РЛС, оператор самолётного приёмного индикаторного устройства (СПИУ), бортинженер, бортрадист.
Оборудование
- Пилотажно-навигационная система «Путь-4Б-2К»;
- Автопилот АП-6Е
- Навигационный прибор АНП-3В
- Курсовая система ТКС-П
- Радиокомпас АРК-Б
- Поисково-прицельная система «Беркут-38»;
- Магнитометр АПМ-60 или АПМ-73.
Часть самолётов (около 12) прошла модернизацию по применению более современных радиогидробуев РГБ-16. Для этой цели на самолёт установили аппаратуру «Изумруд», в составе которой 68-канальное приёмное устройство «Волхов»[1], аппаратура обработки и отображения информации, блоки сопряжения с ППС «Беркут».
Вооружение
- Средства поиска ПЛ — ненаправленные радиогидролокационные буи РГБ-1, пассивные направленные РГБ-2, автономные гидроакустические пассивно-активные станции РГБ-3, РГБ-16 (144 РГБ-1, 10 РГБ-2, 3 РГБ-3).
- Средства поражения ПЛ — две противолодочные торпеды АТ-1 или АТ-2 или АПР-1 или АПР-2.
- Противолодочные бомбы, морские мины, спасательные контейнеры КАС, морские маркеры (ориентирные морские авиабомбы ОМАБ-12Д) и т. д.
Оборонительное стрелково-пушечное вооружение — отсутствует.
Тактико-технические характеристики
Экипаж | 7 |
Длина | 40,075 |
Размах крыла | 37,4 |
Высота | 10,12 м |
Площадь крыла | 140 м² |
Средняя аэродинамическая хорда | 3,0 м |
Колея шасси | 9,0 м |
Масса пустого | 34 700 кг |
Максимальная взлётная масса | 68 000 кг |
Максимальная посадочная масса | 52 200 кг |
Масса топлива во внутренних баках | 26 650 кг |
Силовая установка | 4 × ТВД АИ-20М |
Мощность двигателей | 4 × 4250 л. с. (4 × 3126 кВт (взлётная)) |
Воздушный винт | АВ-64 серии 04А |
Диаметр винта | 4,5 м |
Масса двигателя | 1040 кг |
Максимальная скорость | 650 км/ч на 6000 м |
Боевой радиус | 2200 км |
Техническая дальность | 9500 км |
Практический потолок | 8000 м (с полётной массой 66000 кг) |
Длина разбега | 1700 м |
Длина пробега | 1070 м |